Раннер – это относительно новая, постепенно набирающая популярность профессия в ресторанном бизнесе, означающая помощника официанта, оказывающего помощь в обслуживании гостей и поддерживающего порядок в зале ресторана.
Отличающийся коммуникабельностью, доброжелательностью и активностью он помогает ускорить доставку блюд с кухни, внимательно следит за состоянием столовых приборов и посуды, что позволяет значительно улучшить ресторанный сервис.
Кто такой раннер
Раннер – это молодой, еще не имеющий опыта в ресторанном бизнесе помощник официанта, главными задачами является поддержание высокого качества сервиса и удовлетворение потребностей клиентов. Обязанности раннеров схожи с работой официантов, но отличаются от последних большим объемом и скоростью выполнения задач.
В большинстве крупных ресторанов должность раннера является первой ступенью, своеобразной подготовкой не имеющего опыта в ресторанном бизнесе молодого персонала к занятию должности официанта с почасовой или фиксированной оплатой и испытательным сроком от одного до 3-х месяцев.
Подчиняющийся управляющему заведением и непосредственно прикрепленному к нему официанту, он встречает посетителей и помогает принимать заказы, а также отвечает за поддержание порядка в зале, сохранность и наличие столовых приборов и чистой посуды, активно работает на кухне.
По истечении испытательного срока раннер, получивший необходимые знания и навыки работы в сфере обслуживания, может перевестись на должность официанта
Функции и должностные обязанности
Раннер – это активный, легко справляющийся с многозадачностью служащий кафе, бара или ресторана, готовый координировать свои действия со стольными членами коллектива.
Основные обязанности раннера:
Обязанность | Описание |
Расстановка и сервировка столов | В обязанности помощника официанта входит контроль за правильным расположением столов в зале и координация его в зависимости от размеров и расстояния между ними, а также: · чистка и полировка столовых приборов, · сервировка столов в соответствии с признанными стандартами; · контроль за наличием необходимого количества салфеток и других расходных материалов; · заправка соусников, емкостей для салфеток. |
Оказание помощи официанту | Как его помощник раннер должен помогать встречать и провожать посетителей до столов, контролировать их резервацию, отвечать за подачу меню и принятие заказов. Также в его обязанностях: · быстрая доставка готовых блюд с кухни и уборка грязной посуды; · оказание помощи посетителям при выборе блюд из меню и их декор; · распечатка чеков на кассовом аппарате и окончательный расчет с клиентами. |
Поддержание чистоты в зале | В задачу раннера включена уборка столов и барных стоек, включая:
|
Контроль за материальными ценностями | До начала работы ресторана (кафе или бара) помощник официанта осуществляет: · проверку и пересчет принадлежностей на столах и посуду, соответствие столиков, занавесок; · распределяет чистую посуду по всем залам ресторана (включая помещение бара). |
Помимо этого, в ряде ресторанов в обязанности раннеров также могут быть включены:
- подача дополнительных приборов и соусов, наполнение стаканов посетителей водой;
- принятие превентивных мер, направленных на снижение риска инфицирования сотрудников ресторана и посетителей – контроль за наличием достаточного количества дезинфицирующих растворов, перчаток и медицинских масок, санитарная обработка столов и барных стоек.
- осуществление доставки заказанных блюд и напитков до клиентов по городу (в радиусе 800 км от заведения). Применяется данная практика при отсутствии у ресторана (бара, кафе) автомобильной курьерской службы доставки.
Требования
Востребованная в ресторанном бизнесе профессия раннера доступна, в первую очередь для молодежи и студентов, при этом желающие занять её должны обладать хорошим здоровьем, подтверждаемым наличием медицинской книжки и приятной внешностью.
Для устройства на работу наличие опыта в данной должности не требуется, а всеми необходимыми навыками соискатель может овладеть во время прохождения специальных курсов официантов, длящихся в течение 1-2-х недель и последующей стажировки. Возраст потенциального раннера должен быть не менее 16-17 лет (при рабочем графике не более 7-ми часов в день) или старше.
После завершения обучения соискатель сдает экзамен, подтверждающий его готовность к самостоятельной работе, наличие соответствующих знаний и навыков, а также личностных и профессиональных качеств.
Необходимые знания
Помощник официанта должен обладать знаниями:
- Норм производственной санитарии, охраны труда, пожарной безопасности в заведениях общепита.
- В области технологии приготовления различных блюд и напитков, включая разнообразные способы и правил нарезки продукции, методы взвешивания, разделения на порции готовой продукции, варианты её укладки в посуду подачи к столу.
- Правовых норм, прописанных законодательстве РФ, регулирующем работу заведений общественного питания.
- Правил, описанных в сборниках рецептур и определяющих способы и методы приготовления разнообразных напитков и закусок.
- Санитарно-эпидемиологических норм и правил, предъявляемых законодательством РФ к качеству, безопасности и условиям хранения продуктов питания, применимых для приготовления напитков и блюд,
Необходимые навыки
Осуществляющий свою деятельность в кафе, баре или ресторане помощник официанта должен уметь:
- Готовить коктейли (в том числе молочные), заваривать кофе и чай, сервировать перед подачей разнообразные закуски и десерты.
- Подготавливать буфет или бар к открытию и принятию заказов.
- Гигиенично и красиво упаковывать готовую продукцию ресторана на вынос (в соответствии с заказами или просьбами посетителей);
- Подбирать необходимый для производства разнообразных блюд инвентарь и техническое оборудование, и уметь им правильно пользоваться.
- Соблюдать личную гигиену и чистоту в помещении ресторана (бара или кафе).
- Экономно и правильно расходовать продукты во время приготовления напитков и закусок.
Личностные и профессиональные качества
Раннер – это одна из важных фигур в ресторане, отвечающая за организацию и эффективное функционирование работы на кухне и в зале, а для четкого выполнения своих должностных обязанностей ему необходимо обладать рядом личностных и профессиональных качеств.
В их числе:
- Приятная внешностью, опрятный и ухоженный внешний вид.
- Коммуникабельность, доброжелательность и неконфликтность, позволяющие помощнику официанта располагать к себе людей, правильно выстраивать контакт с другими сотрудниками ресторана и гостями заведения, адекватно реагировать на их замечания и предупреждать конфликты.
- Скрупулёзность, исполнительность и пунктуальность, благодаря которым он будет своевременно приходить на свое рабочее место, быстро, четко и правильно выполнять свои должностные обязанности и задания руководства.
- Физическая выносливость и активность, быстрота реакций и подвижность, позволяющие сотруднику ресторана быстро передвигаться по залу (в том числе и с готовыми блюдами), мгновенно реагировать на просьбы гостей и требования руководства.
- Хорошая память (в том числе зрительная), помогающая запоминать правила расстановки приборов на столах, меню, лица посетителей и не ошибаться в заказах.
- Стрессоустойчивость, позволяющая не растеряться и быстро среагировать при появлении нестандартной ситуации, сохранять спокойствие и принимать быстрые решения, в том числе и под внешним давлением.
- Профессиональная грамотность, требующая от раннера знания меню, состава и способов приготовления представленных в нем блюд, правил этикета, способов сервировки столов, вариантов декора закусок и десертов.
- Целеустремленность и желание продвинуться по карьерной лестнице.
Поощряется также отсутствие у раннера вредных привычек, негативным образом сказывающихся на состоянии его здоровья.
Чем отличается от официанта
Раннер – это не официант, а только его помощник несмотря на то, что их обязанности очень схожи и предполагают работу в зале ресторана и обслуживание гостей. В отличие от официанта его помощник не только принимает от посетителей заказы, но и отвечает за уборку и поддержание чистоты в зале, наличие необходимого количества столовых приборов и посуды, заправку расходных материалов (соусников).
Одновременно с этим в задачу раннера входит оказание помощи официанту при встрече и обслуживании гостей, в их комфортном размещении, быстрая подача блюд и их замена. В большинстве крупных заведений общественного питания должность раннера является первой ступенью перед занятием должности официанта, помогающая получить необходимый опыт, навыки и знания работы в сфере обслуживания и индустрии общественного питания.
Должность помощника официанта доступна для молодежи и студентов, не требует наличия опыта и имеет гибкий график работы. При хороших показателях через несколько лет непрерывной работы раннер может перевестись на должность официанта (а затем и старшего официанта) что будет сопровождаться значительным повышением его оплаты труда.
Так, в Москве и других крупных городах России заплата раннера в среднем составляет от 20 000 до 30 000. рублей, при зарплате официанта, начинающейся от 35 000-40 000 руб. Помимо этого обслуживающий гостей персонал ресторана, бара или кафе может забирать себе чаевые, поступаемые от посетителей.
Несмотря на плюсы, работа раннера обладает и некоторыми минусами, среди которых:
- ненормированный рабочий день и полная загруженность работника, не позволяющая ему отлучаться из зала;
- высокий уровень стресса и утомляемость, вызванная работой в коллективе и возникновением непредвиденных, стрессовых ситуаций;
- практикуемая в ряде заведений необходимость совмещения работы в зале с курьерской доставкой еды клиентам.
Какие преимущества у ресторана с раннерами
Раннер – это неотъемлемая часть ресторанного бизнеса, необходимая для его полноценного функционирования, поддержания порядка в зале, своевременного и быстрого обслуживания клиентов.
Основным преимуществом наличия помощника официанта в кафе, баре или ресторане является возможность оптимизации внутренних процессов для повышения уровня и качества обслуживания посетителей, что благотворным образом сказывается на финансовом успехе заведения, его репутации среди гостей и посещаемости.
Благодаря раннерам:
- быстро и точно выполняются заказы посетителей, поддерживается их уровень комфорта;
- сохраняется уют и чистота в зале – очищаются и подготавливаются столы, поправляются или заменяются, на чистые, скатерти, устраняются небольшие неполадки;
- оказывается своевременная помощь официантам в различных обязанностях, что имеет огромное значение в момент повышенной загруженности заведения;
- поддерживается необходимая связь между сотрудниками кухни и обслуживающим гостей персоналом, снижается время, необходимое на передачу заказов, вынос и отдачу готовых блюд;
- поддерживается необходимое для полноценной работы ресторана число расходного инвентаря, вовремя обновляется количество чистых стаканов в баре, салфеток и приборов на столах;
- посетителя могут быстро получить необходимую им помощь, определиться с заказом, сделать дозаказ и рассчитаться;
- осуществляет своевременная курьерская доставка заказов выездным клиентам;
- оказывается необходимая помощь работникам кухни в декоре десертов и закусок, приготовлении напитков, значительно сокращающая время ожидания заказа.
Советы начинающим
Планирующим начать свою карьеру в ресторанном бизнесе раннерам специалисты советуют при подаче резюме обязательно прописать в нем свои сильные стороны характера (такие, как коммуникабельность, стрессоустойчивость и активность), указать опыт работы (при его наличии) в схожих должностях и обязательно прикрепить свою фотографию.
Во время обучения проявлять максимальную заинтересованность и приложить максимум усилий для быстрого усвоения материала, а при начале работы:
- внимательно слушать и строго следовать инструкциям своего наставника, что позволяет изучить стандарты качества и обслуживания клиентов;
- Быть максимально активными, проявлять инициативу, не стесняться предлагать свою помощь и выполнять дополнительные задания;
- проявлять повышенное внимание к деталям, следить за правильным расположением столовых приборов и посуды, уделять внимание гостям и поддерживать их максимальный уровень комфорта;
- расспрашивать коллег о тонкостях работы в ресторане, внимательно следить за работой бармена и правилами украшения и подачи разнообразных блюд;
- стремиться к профессионализму и воспринимать свою должность как начальную ступень будущей карьеры в ресторанном бизнесе.
Раннер – это одна из ключевых фигур преуспевающего ресторана, кафе или бара, обеспечивающая его полноценное функционирование и востребованность у посетителей.
Помогающий официанту в его работе он также отвечает за подготовку зала и поддержание частоты в нем, ускоряет процесс взаимодействия между кухней и обслуживающим постелей персоналом. Являющийся доступной для молодежи и студентов вакансией помощник официанта также предполагает наличие карьерного роста и значительного постепенного повышения заработной платы.
Видео о том, кто такой раннер
Особенности профессии ранер или официант: